0%

https://polesenke.ru/wp-content/uploads/2023/06/bgheading01-2.jpg

Цифровизация и гаджетизация нашей жизни – новая среда и возможные последствия

Цифровизация и гаджетизация нашей жизни – новая среда и возможные последствия
0

Виртуальное пространство  — новый фактор жизни современного человека

Трудно не согласиться с тем, что виртуальный мир стал значимой частью психологического пространства современного человека. Новое поколение живет уже в реальности, где это просто факт. Мы уже видим везде, что значительное время бодрствования молодые люди погружены в виртуальную реальность: их руки и внимание постоянно заняты всевозможными гаджетами.

Вряд ли нужно убеждать кого-то  в том, что с помощью цифровых средств теперь мы можем достигать гораздо большего, чем ранее и гораздо удобнее, быстрее. Например, получать немыслимое ранее количество информации о мире, существенно сократить время на получение и оказание услуг, общаться с важными для нас людьми, независимо от расстояния между нами, учиться чему-то не выходя из дома, видеть любые новинки кино, слушать и видеть концерты звезд эстрады он-лайн и др. Итак, факт в том, что это значительно упростило многие ранее сложные действия.

Но…..

Не следует игнорировать и тот факт, что это значительно изменило место и роль многих ранее важных составляющих человеческой жизни. Например, «живого общения», навыков делового личностного взаимодействия в условиях непосредственного контакта и т.п.

Понятно, что реакции разных людей на такие изменения  не могут быть одинаковыми, т.к. зависят и от их опыта, рода деятельности, социального положения, иерархии ценностей и т.п. В частности, кто-то  просто принимает это как данность, кто-то при случае сетует на это, а кто-то даже  пытается с этим бороться. В то же время, здравый смысл подсказывает — это же все равно, что бороться с солнцем, потому что оно вполне может просто не нравится кому-то. Сама постановка вопроса о «вредности» — некорректна. Это все равно, что поставить вопрос о «вредности» любого «искусственного результата» человеческого труда (телега, хлеб, колбаса, мороженное, пирожки, подушка, кресло, самолет и т.п.)

Цифровое пространство уже существует как неотъемлемая и важная составляющая современной жизни и не признавать это, по крайней мере, странно. Также, как и не признавать то, что всегда были, есть и будут люди, сомневающиеся в ценности прогресса, или готовые бороться с ним, да и вообще с любыми изменениями в жизни.

ТЕЗИС 1. Цифровое пространство существует как неотъемлемая и важная составляющая современной жизни и важно понять, какое место и какую роль оно играет в развитии каждого человека.

Изменения в жизни и их последствия

Опираясь на здравый смысл и данные современной науки, попробуем посмотреть на обсуждаемую тему с разных сторон. Понятно, что любые изменения реальности несут с собой не только позитивное, но и то, что усложняет жизнь значительной части людей, выбивает их из привычного распорядка, заставляет напрягаться и т.п. Особенно это касается тех, кто психологически не готов к изменениям вообще, кто вообще не нуждается в изменениях. Здесь важно отметить тот факт, что любые изменения – это в широком смысле развитие как таковое. А развитие (в любую сторону) часть жизни, оно есть и будет всегда там, где есть живое.

Конечно же, нас волнует, в какую сторону оно движется, какие могут быть его результаты? Обо всех ситуациях и случаях мы здесь говорить не будем, а сосредоточимся на очень конкретной и актуальной теме — месте и роли цифровых средств в развитии ребенка, в изменениях образовательных сред, общества и т.п.

Итак, начнем с того, что обозначим то, что происходит в «поле восприятия и оценки» человека, когда он встречается с обсуждаемым явлением, какие оценки этому явлению дают люди. В дискуссиях по этому вопросу условно существуют как минимум 3 лагеря:

  1. те, кто считает их появление сугубо отрицательным явлением;
  2. те, кто считает, что их появление и влияние не хуже и не лучше ранее имеющихся средств/условий развития;
  3. те, кто считает появление и влияние цифрового пространства и средств сугубо положительным явлением.

Однако, как показывает уже имеющийся опыт — категоричность всегда опасна. Тема-то не нова. Например, все это было в момент появления телефона и начала его массового распространения в ХХ веке, а совсем недавно (50-60-е годы ХХ века) – появления телевидения. И как только все это появлялось, то возникали дискуссии о вредности/полезности этого нового. Важно понимать, что дискуссии – средство, помогающее разобраться с неоднозначностью ситуации, спрогнозировать последствия и т.п.

ТЕЗИС 2. Новое всегда принимается не всеми и не сразу. Для многих людей его понимание и освоение – трудная задача. Но, рано или поздно мы понимаем, что в большинстве случаев оно расширяет наши возможности, предоставляя нам те способы взаимодействия с реальностью, которые становятся важным ресурсом развития личности в данное время, обеспечивают перспективы ее роста.

Теперь поговорим о том, что цифровая среда дает нам и чего лишает?

 

Плюсы и минусы виртуальности

Исследования по той теме разных ученых дают возможность утверждать, что, как и любых новшеств, у виртуальности есть и то, что очень важно для развития личности, и то, что может принести в жизнь человека определенные нежелательные последствия.  Развитие каждого отдельного человека связано не с одним фактором, а всегда с неким комплексом «формирующих сил». На него, в большинстве случаев, влияет множество факторов, среди которых «цифровая среда» далеко не всегда на первом месте, а часто вообще может не иметь существенного влияния.

Например, сегодня в нашей огромной и неравномерно развивающейся стране еще есть много мест, где изначально ребенок находится вне цифрового влияния. Также, как и невозможно отрицать наличие в наиболее прогрессивных городах  «образовательных сред», где исключена возможность развития  «патологической» потребности в цифровых средствах, т.к. здесь пространство развития организовано так, что ребенок изначально относится к цифровым средствам «без фанатизма», ровно также, как и к другим инструментам собственного развития.

ТЕЗИС 3. Цифровая среда – только один из факторов нашего развития . Ее место и роль регулируются самими людьми в связи с конкретными обстоятельствами их жизни.

 

Место и роль цифровой среды и средств

Попробуем рассмотреть место и роль цифровой среды и средств, нивелируя конкретные условия развития, предположив, что они для большинства людей примерно одинаковы.

Во-первых, наличие такой среды и средств расширяют пространство развития. Если раньше развитие личности протекало в условиях реальности, где не было такого виртуального пространства (было другое – радио, ТВ и т.п.), то сегодня ребенок уже к 2-3 годам с помощью взрослых или самостоятельно не только осваивает цифровые средства, но и развивается в пространстве, создаваемом этими средствами. В таком аспекте можно сказать, что его ресурс гораздо больший, чем у тех, кто не осваивает таких средств. И развитие «цифрового ребенка» наполнено гораздо большим содержанием, чем у тех, кто такие средства не осваивает.

В упрощенном понимании можно сказать так: все психические ресурсы личности «цифрового ребенка»  (когнитивные, аффективные, регулятивные) формируются под влиянием не только ранее существующей реальности, но и под влиянием виртуального пространства. В частности, в ряде аспектов развития применение гаджетов, оперирование ими дает мощный прирост тренировки памяти, внимания, мелкой моторики, воображения и др. Конечно же, те же самые ресурсы ребенок может получить вне виртуальной реальности.

Например, интенсивно играя в множество игр не виртуального характера. Раньше так и было: дети получали нужный ресурс в активном взаимодействии и с другими детьми и взрослыми, играя в «дворовые игры», «игры на воздухе», в настольные игры  и т.п. А также взаимодействуя с иными участниками его жизненного пространства в разнообразных ситуациях общения, деятельности и т.п. Понятно, что гаджеты дают преимущество в вопросах организации пространства, покупки-поиска средств и сокращении времени достижения результатов развития.

Во-вторых, если повернем ракурс нашего обсуждения в ту сторону, где таится возможность нежелательных последствий цифровизации среды развития, то всплывет тема «начинки» цифровых средств.  Не секрет, что программное обеспечение цифровых средств построено по определенным алгоритмам. Вживаясь в эту среду ребенок «присваивает» такой способ рассуждений, который задает ему гаджет.

Например, общаясь с «умной колонкой», ребенок присваивает ее способ рассуждений, реакций и т.п. Само по себе это «не плохо и не хорошо». Нежелательные последствия такого общения образуются в том случае, когда «шаблонное поведение» (заданное шаблонами, алгоритмами программного обеспечения гаджета и т.п.) личности становится основным или, не дай бог, единственным. Такое возможно, в частности, когда у ребенка нет альтернативы в поле общения и взаимодействия. Психологам уже давно известен этот феномен: личность может развиваться, деформируясь под влиянием источника развития: «книжное поведение», «мультяшное поведение», «звездное поведение» и т.п.

Вы, наверняка, знаете, кто может быть рад такому формированию личности. Конечно же —  различного рода бюрократы, чиновники (прежде всего исполнительского уровня). Им очень удобно работать по шаблонам и оправдывать существование своего места формальными показателями, становящимися основанием их полезности.

Не секрет, что уже давно мы наблюдаем, как происходит  масштабная формализация человеческой деятельности до такой степени, что оценка результата работы человека делается не по факту, не по содержанию и качеству сделанного, а по «правильно написанному отчету», по количественным, «галочным» показателям.

Далеко за примерами ходить не надо: послушайте СМИ и обратите внимание на то, как информация переполнена цифровыми показателями. Доходит  до абсурда: новый курс повышения квалификации, который разработал преподаватель, может не пройти проверку и не появится в списке предлагаемых услуг образовательно учреждения, центра подготовки и переподготовки кадров, только потому, что он по 1 или 2-ум показателям не соответствует шаблону, по которому его оценивает сотрудник, ответственный за контроль предлагаемых программ. Этот сотрудник ничего не понимает в содержании  предлагаемого интеллектуального продукта, он не может оценить его качества, т.к. его главная функция «сверять с шаблоном», который ему «спустили сверху».

В данном случае мы имеем человека, мыслящего и работающего как машина: он не может выйти за пределы заданной программы. Может такой жесткий контроль где-то и нужен, но в массовых видах деятельности он становится как минимум барьером для прогресса, вынуждая иногда потенциального творца «приспосабливаться» к шаблону, т.е. не создавать, не творить, а просто подгонять  продукт под «образец». Это уровень «троечника»: нельзя сказать, что он ничего не знает, не умеет, т.к. по образцу всегда чего-нибудь все равно сделает.

ТЕЗИС 3. Цифровая среда – одно из условий и современный инструмент человеческой деятельности, которые только часть сегодняшней жизни, а их освоение – не самоцель, а только еще один способ расширения возможностей как обычного человека, специалиста

 

«Машинизация» человеческого поведения – главная опасность развития

Все это возвращает нас к вечным мета вопросам – «а судьи кто?», «что есть мера?» и т.п.

Опасность цифровизации возникает тогда, когда она становится не инструментом, а целью. Об этом нас уже давно предупреждали гениальные писатели-фантасты.  ??????

Главное отличие «машины» заключается в том, что она не может быть непредсказуемой (если исправна), т.к. запрограммирована, живет только по заданным алгоритмам.  И это во многих случаях очень полезно для многих человеческих деятельностей, для жизни. Но машины создают люди. Это значит, что у нас есть нечто, чего не может быть у машин?!

Трудно поспорить с тем, что живое человеческое поведение может быть непредсказуемым, т.к. оно жестко не задано программой, он не построено только на алгоритмах. Можно привести не один пример того, когда человек совершает очень успешное действие, достигает фантастического результата, но не может объяснить ни то, почему он именно так сделал, ни то, почему выбрал такой способ и т.п. Жизнь каждого человека всегда богаче, чем то, что представляют нам очень часто как «типичное», «целесообразное» и т.п.

В третьих, обратной стороной чрезмерного увлечения цифровыми ресурсами является снижение роли личного, непосредственного общения с другими людьми —  с «немашинами». Значимость этого ресурса трудно переоценить (подробнее см. в рекомендованной литературе.

Итак, как же относиться к цифровизации нашей жизни? Ответ очевиден – также, как и любому новому: пытаясь понять ее плюсы и минусы, ее место в нашем существовании, в работе, в образовании и определить, когда, как и зачем она нам нужна. Тогда все будет так, как было с любым новым средством: топором, лопатой, радио, ТВ и т.п.

 

Тем, кто готов разобраться в этом вопросе поглубже, рекомендую прочесть следующие публикации:

  1. Воропаев М.В.   Воспитание   в   виртуальных   средах. – М.: МГПУ, 2010
  2. Ивич И. Мозг, мысль, слово // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 2. C. 5—8. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2023190201
  3. Ковалев А.И., Старостина Ю.А. Технологии виртуальной реальности как средство развития современного ребенка // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 21–30.
  4. Смирнов С.А. Л.С. Выготский и цифра: Вызов для культурно-исторической психологии // Культур­но-историческая психология. 2023. Том 19. № 2. C. 41—51. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2023190205)
  5. Солдатова Г. В. Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью». // https://psy.su/feed/9511/
  6. Стрельченко О.Н. Развитие личности в условиях цифровизации российского образования. // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 2 (128) https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnosti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya
  7. Эльконин Б.Д. Риски и интрига «цифровизации. Послесловие к статьям Ю.В. Громыко и С.А. Смир­нова // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 2. C. 52—54. DOI: https://doi.org/10.17759/ chp.2023190206

 

Автор: Пахальян В.Э., к.п.н, ответственный секретарь Управления информационными и издательскими проектами Московского государственного психолого-педагогического университета, научный редактор журнала «Психологическая наука и образование», ведущий специалист Московской службы психологической помощи населению.

Источник фото на обложке: <a href=»https://ru.freepik.com/free-vector/digital-education-internet-conference-online-tech-talks-technical-topics-presentations-tech-webinars-live-technology-demonstration-concept-pinkish-coral-bluevector-isolated-illustration_11663355.htm#query=%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&position=13&from_view=search&track=sph&uuid=99fc86a6-ff0f-4366-9017-ad83ced7797a»>Изображение от vectorjuice</a> на Freepik

 

Перейти к верхней панели