МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Обучение – это процесс двусторонней активности.

Реформируются учебные учреждения, меняется содержание образования, вслед за этим меняются и способы деятельности обучающих и обучающихся. Эффективность процесса обучения зависит от организации деятельности учащихся.

Действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия называют приём. Это деталь метода.

Сочетание способов передачи знаний учащимся в готовом виде, способов совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явлений, способов организации самостоятельной практической и познавательной деятельности учащихся и способов стимулирования этой деятельности называют методами обучения.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

по  источнику информации

Методы устного изложения материала:

Объяснение. Давая новую информацию, учитель часто пользуется методом рассказа, в процессе которого использует и метод объяснения. Объяснение – это доказательное изложение материала. На уроке может использоваться объяснение в чистом виде, в виде самостоятельного метода обучения, в качестве составной части рассказа, беседы, лекции.

Рассказ. Учащиеся по-разному воспринимают одинаковую информационную нагрузку. В процессе усвоения знаний могут возникать затруднения в плане прочности запоминания, глубины мыслительной деятельности. Поэтому учителя пытаются менять по ходу урока виды деятельности учащихся: слушание, наблюдение, выполнение самостоятельных работ в процессе рассказа. Педагоги используют элементы проблемного изложения знаний. Учитель передает информацию в готовом виде и в то же время по ходу сообщения информации рассуждает, ставит вопросы,  показывает различные подходы к ответам на эти вопросы.

Лекция. Этот метод используется в старших классах. Лекции читаются по общим, фундаментальным вопросам, по тому учебному материалу, которого, нет в учебниках. Цель: передать учащимся готовую информацию (часто с элементами проблемного изложения).

Беседа. Объясняя учебный материал, учитель ставит перед учащимися вопросы о связи получаемой ими новой информации с ранее усвоенными знаниями. В полной мере такая беседа не всегда способствует развитию мыслительной деятельности учащихся.

Метод беседы способствует вооружению учащихся умственными действиями: побуждает учащихся к способам научного поиска, к анализу, обобщению, сравнению.

Метод работы с учебником или книгой. Важные положения учащиеся должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе.

Работе с учебником необходимо обучать в ходе урока. Это путь подготовки учащихся к самообразованию.

Наглядные средства. Эти методы часто сочетают со словесными методами обучения. С целью подкрепления информации, данной учителем, носить творческий характер.

 Демонстрация,  иллюстрации,  наблюдение способствуют реализации принципа наглядности, все эти методы оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. К ним предъявляются те же требования, что и к принципу наглядности. Использование данных приёмов способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Технические средства обучения. Магнитофонные записи, радиопередачи, телепередачи, экранные средства, компьютерная техника. Яркая, эмоциональная подача учебного материала способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.

 Упражнения. Учащиеся должны знать и понимать, на какой учебный материал дано данное упражнение,  задача; с какой целью выполняется данное упражнение (для заучивания, для закрепления нового материала); каким образом должно выполняться упражнение (образец выполнения). Могут быть упражнения творческого характера, когда учащиеся самостоятельно должны найти пути его выполнения. Неслучайно большое внимание учителя уделяют комментированию домашнего задания.

 Лабораторные работы. Они чаще всего применяются в сочетании с наглядными и другими практическими методами. Поэтому к ним предъявляются те же дидактические требования, что и к упражнениям и демонстрациям.

Практические занятия. По своему характеру и структуре очень близки к лабораторным работам. Носят повторительный или обобщающий характер. Часто используется после прохождения больших раздело, тем. Практикумы важны для формирования навыков технической культуры у учащихся.

 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину

Основа – характер познавательной деятельности учащихся.

Метод обучения – это система целенаправленных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоение ими содержания образования.

Методы обучения:

1. информационно-рецептивный;

2. репродуктивный;

3. проблемное изложение;

4. частично-поисковый или эвристический;

5. исследовательский.

 Все эти методы в процессе обучения реализуются в теснейшей взаимосвязи.

 Информационно-рецептивный. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают и фиксируют в памяти эту информацию.

Средства, используемые учителем: устное слово (рассказ, лекция, объяснение), печатное слово (самостоятельное изучение материала по учебнику), наглядные средства, практический показ учителем выполнения какого-то упражнения (на уроке физкультуры) и т. п.

Этот метод позволяет учащимся чувственно воспринимать учебный материал. Они смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с имеющимися у них сведениями. Один из самых экономных способов передачи опыта подрастающим поколениям.

Инофрмационно-рецептивный. Учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению усваиваемых знаний. Для этого используются разнообразные упражнения, лабораторные, практические работы, программированный контроль, различные формы самоконтроля и т. п.

Проблемное изложение. Учитель ставит перед учащимися проблему и сам ее решает, но при этом он показывает ход своих мыслей и рассуждений. Иначе этот метод можно назвать рассказ-рассуждение. При использовании этого метода учащиеся контролируют ход мысли преподавателя, следят за логикой его рассуждений.

Частично-поисковый (или эвристический) метод. При этом методе способ поиска решения проблемы определяет учитель, но сами решения отдельных вопросов находят учащиеся.

Исследовательский метод. Это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода – научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения