Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

К 6 годам начинается формируется психологическая готовность к школьному обучению, и становление её предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. Выготский Л. С. зафиксировал, что при переходе от дошкольного к отроческому периоду, ребёнок становится более трудным в воспитательном отношении, уходит детская непосредственность и наивность. В поведении, в отношениях с окружающими ребёнок становится не таким понятным, каким был до этого. В качестве характерных симптомов кризиса семи лет выделяют появление не совсем понятных странностей, вычурного, искусственного, манерного, натянутого поведения. В отношениях с родными и близкими ребёнок требует уважения к себе, у него формируется чувство собственного достоинства. Детям не нравится, когда взрослые целуют их, ласкают, особенно на глазах других. При этом ребёнок продолжает глубоко любить своих родителей, но не стремится показывать это.

В кризисе 7 лет фиксируется ориентация на внешние авторитеты: взрослых друзей семьи, педагога, воспитателя и т.д.

Воспитатели детских садов отмечают, что дети подготовительных к школе групп начинают выбиваться из детсадовского распорядка жизни, тяготиться дошкольными видами деятельности, стремятся к серьезным, неигровым видам деятельности. В этот период у детей возникает потребность в такой деятельности, которая была бы в глазах людей значимой, важной, ценимой. Появляется желание учиться в школе, желание стать школьником; игры в школу становятся для детей важными и постоянными.

Компоненты психологической готовности:

  • 1. Интеллектуальная готовность.
    Для благополучного вхождения в освоение учебной деятельности к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного.
  • 2. Личностная готовность.
    Готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он
    школьной жизнью и учёбой, что является ведущим мотивом этой готовности.
    Готовность к овладению «внеситуативными» формами регуляции деятельности.
  • 3. Социально-психологическая готовность.
    Формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • 4. Эмоционально-волевая готовность.
    У младших школьников появляется тенденция к обоснованию своих самооценок и оценок. Это
    исключительно важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и
    результаты учения.
  • 5. Волевая готовность.
    Ребёнка в школе ждёт напряжённый труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учителя, дисциплина, режим, программа. Поэтому ребёнку до школы важно освоить функцию планирования собственной деятельности, когда он будет уметь выделять этапы предстоящей деятельности, выстраивать их в систему (что сначала, что потом), удерживать конечную цель при выполнении промежуточных этапов и т.п. Здесь огромная роль принадлежит речи, подчинению ребёнка сначала словесным инструкциям взрослого, а позже – собственным словесным требованиям.

Перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребёнка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

<< Назад


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения