Метод Монтессори

Мария МонтессориДевиз метода: «Помоги мне это сделать самому».
Взрослый помогает ребёнку познавать мир, не вмешиваясь в сам процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдает.
Ребёнок развивается самостоятельно в дидактически подготовленной среде.

Дидактически подготовленная среда
1. без лишних, случайных, отвлекающих предметов.
2. все пособия находятся на уровне роста ребёнка, доступны.
3. выделено место в комнате для личных вещей ребёнка.
4. в личном пользовании у ребёнка чистящие материалы: губка, тряпка для пыли, веник (для самостоятельной уборки своей территории).
5. легкий столик и стульчик, коврик, которые ребёнок по желанию может самостоятельно перенести в любой уголок помещения.
6. среда должна повторять взрослую (первые игрушки ребёнка – это вещи, которыми взрослые пользуются в быту: посуда, коробки, баночки, мебель).

Зоны развития ребёнка
(по Монтессори)

1
Практическая жизнь

Цель упражнений:
помочь малышу научиться заботиться о себе.
Задачи:
— развитие двигательной активности рук, пальцев;
— подготовка к освоению письма, чтения, математических абстракций;
— развитие концентрации внимания;
— учить доводить начатое дело до конца.

УЧИТЬ:
— открывать и закрывать дверь;
— правильно здороваться;
— мыть руки, лицо, высмаркивать нос;
— одеваться и раздеваться;
— вытирать лицо, руки полотенцем, салфеткой;
— учить чистить и резать овощи;
— сервировать стол.

Примеры занятий
Банки-склянки
Цель: развитие координации движений.
Налить воду в ковшик, кувшинчик, баночку, кружечку.
Перелить воду из одной кружки в другую, из банки в кружку.
Пересыпать крупу (детали) из одной ёмкости в другую.

Кнопки-заклёпки
Цель: обучение навыкам, необходимым при одевании, развитие мелкой моторики.
Пособиями могут служить реальные вещи: кофты, ботинки.
пуговицы: большие – маленькие, молнии, липучки, крючки, ремешки, шнуровки, кнопки, банты.

Готовим еду
Цель: развитие аккуратности и самостоятельности.
Очистка, нарезка банана, варёной (сырой) моркови, груш.

Уборка комнаты
Цель: развитие аккуратности, координации движений, самостоятельности.
Учить убирать за собой игрушки, подметать, мыть шваброй пол, вытирать стол, вешать одежду.

Личная гигиена
Цель: учить детей ухаживать за собой, развитие аккуратности.
Учить самостоятельно умываться, чистить зубы, вытирать руки и лицо, пользоваться мылом, полотенцем, салфеткой, чистить обувь.

2
Зона сенсорного развития

Цель упражнений:
получить все ощущения, которых недостает ему в жизни

Задачи:
развивать зрение, вкус, осязание, слух, обоняние

УЧИТЬ:
— различать температуру,
— ощутить предметы по весу;
— учить различать высоту;
— учить различать длину;
— учить различать цвет;
— учить различать звучание;
— учить различать запах;
— учить различать форму предметов;
— учить различать свойства предметов;
— различать понятия: больше-меньше-средний-самый маленький;
— различать понятия: тонкий-толстый;
— различать понятия: длинный-короткий;
— различать понятия: высокий-низкий;
— получать разные тактильные ощущения.

3
Математическая зона

Цель упражнений:
обучить ребёнка основам математики

УЧИТЬ:
— мыслить логично и точно,
— сложению,
— вычитанию,
— умножению,
— делению,
— освоению порядкового счета.

4
Зона языкового развития

Цель упражнений:
расширить словарный запас, учить читать, писать

Задачи:
готовить руку к письму, развивать мелкую моторику, воображение, усидчивость

Примеры занятий
Шершавые буквы
Прописи на фанерной доске
Рамки-вкладыши
Шумовые цилиндры
Геометрические тела
Шнуровки
Пуговица с иглой

5
Зона естественнонаучного развития

Цель упражнений:
дать первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов

Задачи:
знакомить с основами ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин;
расширять словарный запас и знания о природе

Примеры занятий
Географические деревянные карты
Звучащие колокольчики

БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПЕРИОДЫ
для развития способностей ребёнка

В благоприятные периоды у ребёнка ярче проявляются и развиваются заложенные в нём способности.

1. ПЕРИОД АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ (от рождения до 6 лет)
Важно больше разговаривать с ребёнком, рассказывать ему, читать.
К 4,5 месяцам ребёнок ощущает речь как что-то особенное (смотрит на рот говорящего, поворачивают голову в сторону звука); учится подражать звукам, надувают пузыри из слюней.
К 1 году ребёнок произносит первое слово (выражает мысль), начинается активный рост словаря.
К 1,5 годам – выражает свои чувства, желания, осваивает грамматические нормы языка.
В 2 – 2,5 года ребёнок говорит сам с собой (можно узнать ход мыслей).
В 3 – 4 года ребёнок говорит целенаправленно (решает свои проблемы, выражает эмоции); интересуется буквами, играет с буквами.
В 4,5 – 5 лет ребёнок готов учиться читать (без принуждения).

2. ПЕРИОД АКТИВНОГО ЧУВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (от рождения до 5 лет)
Ребёнок особенно восприимчив к цвету предметов, форме, размерам, звукам.
Основные источники информации: зрение и слух.

3. ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И АККУРАТНОСТИ (от 2 до 4 лет)
Для ребёнка важно постоянство, определенный порядок жизни.
У всех вещей должно быть своё место: посуда – на кухне, обувь — в коридоре, одежда — в шкафу, игрушки — в ящике.
У всех предметов своё назначение: на стуле – сидят, за столом – едят, используя вилку, ложку, дверь открывают рукой.
Ребёнок в этом возрасте внимательно наблюдает за близкими, перенимает нормы поведения, принятые в семье.

4. CПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА (0 – 6 лет)
Сначала малыша интересуют только движения, позднее – сложные действия. Для совершенствования двигательных навыков нужна хорошая координация, выразительность движений, свобода.
Сложное движение, требует больше физических, и умственных усилий.

5. ПЕРИОД УСВОЕНИЯ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ (от 2,5 до 6 лет)
Малыш восприимчив и к хорошим, и к плохим примерам: подражает тому, что
видел и пережил дома, на улице, повторяет это в своем поведении.
Важно показать ребёнку, что хорошо и что плохо, научить понимать, осознавать это.

6. ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ (от 1,5 до 3 лет)
В этот период ребёнка интересует проблема целого и части. Малыш играет с камешками, пуговицами, горошинами, фигурками.

7. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
— Музыкальное развитие — от 2 до 6 лет.
— Утонченность чувств — от 2,5 до 6 лет.
— Развитие тактильного чувства — от 4 до 4,5 лет.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ
(по Монтессори)
1. Хочешь работать вместе – договорись об этом.
2. Можно наблюдать за работой других, не мешая им.
3. После игры приводим игрушки в порядок.
4. Когда трудно – просят о помощи и благодарят за нее.
5. Не говорите ребёнку «молодец», это оценка личности, а не поступка. Хвалите за действия словами: замечательно, хорошо, здорово, прекрасно получилось, красиво нарисовал, сделал удачный выбор.

ВЛИЯНИЕ НА РЕБЁНКА
1. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
2. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
3. Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
4. Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
5. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
6. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
7. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
8. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
9. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
10. Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
11. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Домашняя обстановка
1. Приобретая одежду, подумайте: сможет ли ребенок надевать и снимать её самостоятельно.
2. В комнате ребёнка поставьте детскую мебель, которой малыш мог бы самостоятельно пользоваться.
3. Выделите ребёнку места для размещения его личных вещей: расчёски, полотенца, зубной щетки.
4. Дайте ребёнку материалы для уборки своего рабочего места: губку, тряпку, совок, веник.
Ваша совместная деятельность
1. Чаще ходите с ребёнком куда-либо, обсуждайте увиденное вместе.
2. Пусть ребёнок участвует в хозяйских делах: во время покупки товаров в магазине, в процессе приготовления пищи, при уборке квартиры, шитье, работе на огороде.
3. Рассказывайте ребенку о своих интересах, увлечениях.
4. Чаще читайте, рассказывайте малышу разные истории, случаи из жизни.
5. Объясните крохе, как ухаживать за растениями, животными в доме.
Самостоятельная деятельность ребёнка
1. Предоставьте возможность ребёнку свободно использовать безопасные взрослые и детские предметы (кастрюльки, поварёшки, лейки, пуговицы), узнавать свойства, принципы работы этих вещей.
2. Покажите ребёнку, как убирать место после занятий.
3. Объясните ребёнку, что у всех вещей есть своё место.
Отношения со взрослыми
1. Полезно, чтобы ребёнок видел родителей за работой в домашних условиях.
2. Посещайте вместе парикмахерскую, врача, музеи, выставки, кафе, магазины. (заранее сообщайте малышу, куда и зачем вы идёте).
3. Просто и честно отвечайте на все вопросы вашего ребёнка.
4. Всегда выполняйте данные ребёнку обещания.

ЗАПРЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ИГРАХ-ЗАНЯТИЯХ С РЕБЁНКОМ
1. Нельзя ругать малыша в процессе игры, даже если он что-либо испортил, пролил, испачкал (предложите ему самому убрать).
2. Забудьте слова: «Дай я тебе помогу, у меня получится лучше, быстрей» (помогайте только тогда, когда ребёнок просит об этом).
3. Не переделывайте при ребёнке его работу.
4. Нельзя неуважительно относиться к действиям, высказываниям, желаниям ребенка.
5. Не перегружайте малыша работой, чтобы он не утомился, не бросил дело на полпути, а доделал всё до конца.

Назад на страницу: Раннее развитие


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения