Как научить ребенка говорить

Автор статьи Ольга Петрова

Малышу уже два года, а он еще не разговаривает. Родители начинают бить тревогу. Неужели это нормально? Почему ребенок молчит так долго? Как научить ребенка говорить? Возможно, врачи вовремя не заметили неладное, и малыша следует показать более квалифицированным специалистам. А может, надо самой активно работать с малюткой, заниматься?

как научить ребенка говоритьКаждый день ваш малыш совершает открытия, сталкивается с чем-то для него новым и неожиданным. Он впитывает все, что дают ему близкие люди: эмоции, знания, нормы поведения, набирается опыта. В возрасте от года до трех лет никто не может дать малышу столько полезных знаний и умений, сколько любящая и заботящаяся мама.

Наша дочь произнесла первое слово, когда ей было шесть месяцев. Увидев на улице большую собаку, сказала: «Ав! Ав! Ав!»
Но как я не пыталась показать папе первые дочкины слова, она отказывалась их повторять. И довольно долго мы от нее осмысленных слов не слышали.

Но уже в один год дочь говорила 9 слов, в год и два – 21, в год и три – более 100, а дальше я уже была не в состоянии их и сосчитать. Говорила буквально все, в год и пять – словосочетаниями, в год и шесть – короткими предложениями, состоящими из двух-трех слов… В два года – сложными предложениями.

Итак, как научить ребенка говорить… Делюсь своим опытом.

Как научить ребенка говорить
Рекомендации мамы

1. Говорите с ребенком с рождения – много и везде.
Когда варите на кухне обед – опишите малышу словами, что и как готовите, кто будет есть, как вы стараетесь.
Собираетесь гулять – расскажите малышу, во что надо одеться, куда вы пойдете, какая на улице погода.
Гуляете с коляской – проговаривайте малышу, как хорошо на улице, что видите вокруг, читайте потешки, заклички, стихи.
Собираетесь в поликлинику, магазин – расскажите, зачем туда идете, что будете делать, кого там встретите. А на месте закрепите снова: опишите уже увиденное.

2. Знакомьте ребенка со звуками.
Машина едет: б-б-б.
Малыш кричит: а-а-а.
Ветер воет: у-у-у.
Жук летит: ж-ж-ж.
Кашка варится: ш-ш-ш.
Водичка течет: кап-кап-кап.
Если вы видите, что малыш сам пытается произносить звуки, поддержите его, повторите за ним и расскажите, кто именно так говорит.

3. Развивайте мелкую моторику пальцев рук.
Разрешайте ребенку (но только под пристальным наблюдением взрослого!) играть с мелкими предметами, например: горохом, фасолью, пуговицами, бусинками, монетками. Их можно перебирать, пересыпать и перекладывать с помощью посуды: чашек, баночек, подносов, ложек, совочков.
Просите ребенка помочь вам по хозяйству. Малыш с удовольствием обваляет в манке или муке котлетки, сформирует из теста пирожок, очистит от кожуры банан, мандарин, поделит его на дольки для других челнов семьи.
Занимайтесь лепкой из пластилина, теста. Создавайте вместе с ребенком персонажей сказок или собственных придуманных историй, проговаривайте сюжеты.
Играйте с песком (можно не только на улице, но и дома): стройте города, варите обеды, угощайте друзей.

учить говорить малыша4. Читайте и рассказывайте детям.
Читайте вместе с ребенком и рассказывайте ему сказки, рассказы, стихотворения, пойте песенки. Главное – чтобы это было выразительно, интересно, доступно по возрасту! Больше обращайтесь к произведениям устного народного творчества. Чаще старайтесь пересказывать своими словами, дополнять и пояснять прочитанное.

Несколько раз в месяц возвращайтесь к тому, что уже узнали, чтобы ребенок мог хорошо запомнить.
Во время чтения вы можете заменить слово в уже известном ребенку произведении – так вы побудите его исправить неточности, добавить пропущенные, недосказанные слова.

Используйте яркие, красочные, качественные иллюстрации и картинки. И не забывайте о том, что книги должны соответствовать возрасту ребенка! Также вы можете активно использовать детские презентации, диафильмы, карточки, реже – мультфильмы.

5. Проводите домашние инсценировки.
Устраивайте домашние спектакли, представления. Для этой цели подойдут не только игрушки и самодельные персонажи (например, вылепленные из пластилина, вырезанные из бумаги или просто нарисованные), но и повседневные предметы обихода и даже продукты.
Так, например, показывая сказку «Курочка ряба», можно использовать заводную курочку, бумажную мышку, переодетых кукол (дед, баба) и настоящее яйцо. В конце сказки попросите ребенка самого очистить яйцо.

6. Просите сказать.
Учите малыша говорить.
Скажи «мама».
Скажи «папа».
Скажи  «на».
Скажи  «дай»…

7. Побуждайте называть предметы.
Когда ваш малыш тянет ручку, показывая на нужный ему предмет, но даже не старается использовать слова, не торопитесь исполнять его молчаливую или мычащую просьбу. Предложите ему другой предмет, находящийся рядом. Если ребенок откажется от этой вещи, объясните: «Я не могу тебя понять. Надо говорить: дай ложку».
После объяснений дайте желаемый предмет и скажите: «На ложку».

8. Поощряйте общение с другими детьми.
Вовлекайте ребенка в совместные игры с другими детьми: и старше, и младше него. Организуйте маленькие праздники для детей, групповые занятия.

Разговаривайте со своим ребенком!
Наберитесь терпения, и ваш малыш скоро заговорит!
Удачи!

Назад на страницу: Интересно


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения