В результате кризиса 3 лет происходит психологическое отделение малыша от взрослого. Ребёнок выходит за пределы своего семейного мира, появляется потребность – жить общей жизнью со взрослыми. Невозможность действовать как взрослый в реальном плане рождает новую деятельность в плане воображения. Так возникает игра.

Игра – ведущий вид деятельности на протяжении всех лет дошкольного детства.
Выделяют этапы развития игры:

  • 1. Предметная игра.
    Для детей младшего дошкольного возраста смысл игры заключается в процессе овладения специфическими функциями предметов. Игра «Кормление куклы», «Приготовление обеда».
  • 2. Ролевая игра.
    В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, выполнение моделирующих отношений взрослых действий. Игры «во врача», «в дочки-матери», «в милиционеров».
  • 3. Игра с правилами.
    На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Повышается требовательность детей к правдивости и убедительности, реалистичности исполнения ролей и сюжетов, использованию игрового материала, к соблюдению правил в игре. Привлекаются реальные предметы, вещи, одежда взрослых, Появляются игры-драматизации, игры-фантазирования.

Любимые формы творческой продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Взрослый организует деятельность ребёнка через смысл занятий и их оценку. Взрослый предлагает что-то интересное по замыслу для выполнения, может помочь в работе и оценить получившееся.

На протяжении дошкольного возраста формы общения ребёнка и взрослого меняются. В младшем дошкольном ребёнок воспринимает взрослого как партнера по совместной деятельности в игре, выделяет его деловые качества. К 5 годам – ведущее положение занимают познавательные мотивы общения. Взрослый в глазах ребенка приобретает новое качество – он становится источником новых знаний и представлений о мире. К концу дошкольного возраста появляется стремление к взаимопониманию и сопереживанию во взрослыми.

Важное место в жизни дошкольника занимают сверстники. На основе совместной деятельности детей в играх, занятиях, конструировании, обслуживании себя и т.п. развивается потребность в общении. В условиях взаимодействия с другими детьми, складывается детское сообщество. В этом сообществе, в совместных играх и занятиях с другими ребенок приобретает навыки поведения в коллективе, учится взаимопониманию, сотрудничеству, умению встать на позицию другого, взаимопомощи; складывается новая форма сознания: «Я – источник действий, желаний, стремлений».

От 3 до 6 – 7 лет преобладает наглядно-образное мышление. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Внимание в этом возрасте связано с интересом к деятельности: ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. На протяжении дошкольного детства время сосредоточения увеличивается от 10 минут до 1,5 – 2 часов.
Память. Дошкольник легче запоминает то, что произвело на него эмоциональное впечатление. В игровой, графической и конструктивной деятельности формируется и развивается воображение.

Развитие речи идет в нескольких направлениях:

  • а) совершенствуется ее понимание и практическое применение;
  • б) речь становится основой перестройки всех психических процессов и орудием мышления.

На протяжении всего дошкольного детства значительно увеличивается словарный запас ребёнка. Словарь ребёнка:

  • включает все части речи
  • умеет правильно склонять и спрягать
  • овладевает морфологической системой родного языка
  • осваивает сложные предложения, использует союзы и др.

Дети любят игры со словами, процесс словообразования, ритмизацию и рифмовку слов.

В исследованиях швейцарского психолога Ж. Пиаже находим, что в игре (при решении задач) появляется много слов, которые будто бы никому не адресованы. Эта речь обращена к самому себе и называется эгоцентрической – она предваряет и направляет деятельность ребёнка. На протяжении всего дошкольного возраста эта речь идёт на убыль и превращается во внутреннюю.

Структура личности ребёнка усложняется, так как к нему изменились требования со стороны взрослых, условия жизни, познание, тип ведущей деятельности. Происходит начало формирования личности.

К старшему дошкольному возрасту появляются более сложные чувства – чувство прекрасного, чувство красоты, ритма, гармонии, интеллектуальные чувства, которые ребенок пытается выразить словами и объяснить. Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства, переживание, отношения, давая им оценку.

К концу дошкольного возраста важное значение имеет осмысление ребёнком своих собственных переживаний и осмысленная ориентировка в них – самооценка и самосознание. Самооценка связана с новым восприятием себя во времени. Ребёнок начинает интересоваться началом и концом своей жизни. Появляются вопросы: откуда он взялся, почему у него двое родителей, интересоваться ролью отца в своём появлении на свет. Рождает и детские страхи от огня, воды, пожара, землетрясения и т.д., связанные с концом жизни.

Ребёнок осознаёт свою половую принадлежность, переживание себя как мальчика или девочки. Знает, как должны вести себя и какими должны быть мальчики и девочки вообще, поэтому девочки стремятся делать что-то типично женское, а мальчики — типично мужское.

У дошкольника складывается общая схема образа «Я».

Кризис 6 – 7 лет.

Назад на страницу: Такой интересный возрас


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения