В этот период формируется новый тип ведущей деятельности – предметная деятельность.

Подражая действиям взрослого, ребёнок осваивает предмет. В совместной деятельности взрослые организуют действия ребенка.

Появляются зачатки игровой деятельности (кормление куклы, причесывание, мытьё, укладывание спать). Экспериментирует с предметами: бросает, сжимает игрушки и наблюдает за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Психолог Гальперин П. Я. изучал проблему развития предметной деятельности и выделил этапы:

  • 1,5 года – ребенок не знает функций предметов;
  • 2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;
  • после 2,5 лет – начинает использовать предметы-заместители.
    • Развивается зрительное восприятие. С помощью игрушек малыш знакомится с формой, величиной, позже – с цветом. Развивается и слуховое восприятие, восприятие речи.

      Для запоминания важна частота повторения действий. Ребенок лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал.

      Общение взрослого и ребенка осуществляется с помощью речи. Ранний возраст (1 — 3 года жизни) благоприятен для развития речи ребенка. Кроха быстро усваивает язык – от примитивных называний к осознанному выражению мысли. Возрастает речевая активность.

      Словарный запас ребёнка:

      • 1 год – 10 слов;
      • 1 год 8 месяцев – 100 слов;
      • 2 года – более 300 слов;
      • 3 года – 1000 – 1500 слов.
        • Строит предложения.
          В 1,5 года они состоят из 2 – 3 слов.
          К 3 годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

          Ребенок любит слушать речь взрослых, любит радио, чтение сказок, стихов, осваивает понимание речи-рассказа. Понимание осуществляется лучше в наглядной ситуации.

          Если взрослые мало разговаривают с малышом, не побуждают его к активному использованию слов, предугадывают любое желание ребенка, развитие речи может замедляться.

          Дети усваивают элементарные нормы поведения (взрослый побуждает к аккуратности, сдерживанию агрессивности, послушанию).

          На третьем году жизни ребенку становятся интересны сверстники. Возрастает активность ребенка вне дома (развивается инициативность), при этом ослабевает сосредоточенность на членах семьи.

          Кризис трех лет

          Основные симптомы:

          • 1. Негативизм. Ребёнок не хочет что-то делать только потому, что это ему предложил кто-то из взрослых.
          • 2. Упрямство. Ребенок настаивает на чём-либо не потому, что это ему хочется, а потому, что он это потребовал.
          • 3. Строптивость. Ребёнок против норм воспитания, установленных для него. Стремление настоять на своём.
          • 4. Своеволие. Ребенок всё хочет делать сам, отказывается от помощи.
          • 5. Протест-буря. Ребёнок будто находится в состоянии войны с окружающими, в конфликте.
          • 6. Обесценивание. Ребёнок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых и сверстников. В лексиконе появляются ругательные слова.
          • 7. В семье с единственным ребенком – деспотизм. Взрослые должны делать то, что хочет ребёнок.
            В семье с несколькими детьми – ревность. К младшим или старшим братьям и сёстрам.

          Кризис протекает остро при неблагополучных условиях воспитания ребенка.

          Причины кризиса развития в раннем детстве лежат в области отношений ребенка и взрослого.

          Ослабевает непосредственная слитность существования ребенка с жизнью и деятельностью взрослого, происходит его отделение от взрослого.

          Назад на страницу: Такой интересный возрас


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения