Работа принадлежит сайту http://polesenke.ru/

учителя русского языка
296 школы города Санкт-Петербурга
Петровой Ольги Юрьевны

Тема урока:

Повторительно-обобщающий урок по теме «Типы речи», подготовка к сочинению «Образ Петра Первого»

Цель урока развития речи:

повторить типы речи, подготовить учащихся к точному и выразительному написанию сочинения в соответствии с выбранным типом речи

Задачи

образовательные:
— повторить и обобщить сведения о типах русской речи;
— формировать навыки составления сочинения в соответствии с определенным типом речи;
— учить детей понимать замысел скульптора, передавать свои наблюдения, находить яркие и точные слова;
— формировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве

развивающие:
— развивать наблюдательность, ассоциативное восприятие, внимание, логическое мышление, речь;
— обогащать словарный запас учащихся;
— расширять кругозор учащихся;
— развивать навыки работы с текстом;
— развивать умение связно излагать свои мысли;
— побуждать ребят к активной работе на уроке

воспитательные:
— приобщать ребят к искусству;
— воспитывать интерес и прививать любовь к истории нашего города;
— воспитывать устойчивый интерес к родному языку;
— воспитывать аккуратность, самостоятельность

Ход урока:
1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку.

2. Подготовительная работа

Мы живём в удивительном городе Санкт-Петербурге. В городе с уникальной историей, традициями. И, наверное, ничего бы этого не было, если бы в 1703 году Пётр Великий не решил «прорубить окно в Европу». Многие художники, скульпторы, писатели, музыканты создавали произведения, в которых центральной фигурой был именно Пётр Первый.

— Давайте вспомним, а какие же памятники есть в нашем городе, созданные в честь государя.
Сегодня мы будем работать с этими (слайд) скульптурами Петра.

По-разному скульпторы изображали Петра. То царь на коне, то сидит на кресле, то за работой. Нам будет важно всё: впечатления от работы скульптора, одежда Петра, поза, деятельность, местонахождение памятника.

— Как называются эти памятники?
— И кто их скульпторы?

Мы попробуем разобраться, почему скульпторы по-разному показали Петра, и подготовимся к написанию сочинения по теме ,,Образ Петра Первого”. Но сочинение будем писать, используя свои приёмы – типы речи.

— Давайте вспомним, что такое типы речи?
— Какие типы речи бывают?
— Что такое описание? Повествование? Рассуждение?
— На какие вопросы отвечают тексты этих типов речи?
— Подчеркнём важные слова в определении.

3. Повторение усвоения изученного ранее материала
Рассмотрите первый памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком, скульптор Бартоломео Растрелли.
— Каким вы видите здесь Петра Первого? Запишите слова, словосочетания в тетрадь.
— По какому случаю был установлен?

Рассказ ученика
Прочитаем текст, составленный на основе данной скульптуры.
— Определите, на какой вопрос отвечает этот текст.
— Что здесь рассматривается?
— Как построен этот текст? (общий признак, детали). Отметьте признаки в тексте.
— Значит, тип этого текста…(описание).

Рассмотрите следующий памятник. «Медный всадник» Э. Фальконе.
— Каким вы видите здесь Петра Первого? Запишите слова, словосочетания в тетрадь.
— По какому случаю был установлен?

Рассказ ученика
Прочитаем текст, составленный на основе данной скульптуры.
— Определите, на какой вопрос отвечает этот текст.
— Что здесь рассматривается?
— Как построен этот текст? Укажите композиционную схему (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Отметьте все перечисленные признаки в тексте.
— Значит, тип этого текста…(повествование).

Памятник «Пётр Первый» скульптора Михаила Шемякина находится в Петропавловской крепости.
— Каким вам кажется Петр? Запишите слова, словосочетания в тетрадь.
— По какому случаю был установлен?

Рассказ ученика
Прочитаем текст, составленный на основе данной скульптуры.
— Определите, на какой вопрос отвечает этот текст.
— Что здесь рассматривается?
— По какой схеме составлен текст? (тезис, аргументы, вывод). Отметьте названные признаки.
— Значит, тип этого текста… (рассуждение).

* На текстах идёт отработка орфограмм, пунктограмм, отрабатывается лексическое значение слов.

— По какому же памятнику вы будете писать сочинение? (возврат к слайду)
(Памятник Ф. К. Романовского. Царь-плотник).

4. Виртуальная экскурсия
Итак, мы отправляемся с вами на виртуальную экскурсию к памятнику
Ф. К. Романовского «Царь-плотник».
— А зачем перед написанием сочинения мы идём на экскурсию?
У нас в классе есть экскурсовод (учащийся), он поможет нам лучше понять работу Ф. К. Романовского.

Рассказ ученика
(по трехмерному изображению)
Мы находимся недалеко от площади Декабристов на Адмиралтейской набережной.

…По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
 

Изумительная панорама открывается перед нами!
Широкая Нева. Архитектурные строения: Зоологический музей, Кунсткамера, здание Академии наук. И чистое голубое петербургское небо.
Мы подходим к памятнику, установленному по случаю 300-летия создания Российского флота и в память Великого Петра I.
На невысоком плоском постаменте – скульптурное изображение Петра I. Скульптор запечатлел государя во время работы. Молодой царь обучается корабельному делу. Фигура развёрнута в сторону Невы. И это неслучайно… Ведь именно здесь, на подверженных затоплению землях, Пётр заложил крепость и город. Пётр Великий знал, что река Нева – это возможности для строительства портовых сооружений и корабельный верфей, для превращения Петербурга в сильную приморскую крепость.

5. Закрепление
Проверим, внимательно ли вы слушали экскурсовода.
Игра «Кто самый внимательный» (и отработка орфограмм).

6. Домашнее задание

Написать черновик сочинения по теме ,,Образ Петра Первого” на основе – скульптуры Ф. К. Романовского «Царь-плотник», используя определённый тип речи.

7. Подведение итогов урока
— Если вы выбрали тип речи описание, что следует писать в сочинении? (какой памятник, признаки).
— Если тип речи повествование, что тогда описывать? (действия Петра, что делает).
— А если рассуждение? (размышлять: почему Петр Первый изображён таким образом).


<< Назад


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения