Старший школьный возраст или как его еще называют ранняя юность.

Юность – это пора физического возмужания, взросления, время овладения культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, готовности к осуществлению разных видов труда.

Большинство юношей и девушек этого возраста – это учащиеся школ, средних профессиональных или специальных учебных заведений.

Основная сфера жизнедеятельности старшеклассника – школа. Среди учащихся он самый старший, а это накладывает дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. По правам школы он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Значит, обязан выполнять все требования учителей. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира.

Исследования психологов А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина показали, что в период юности ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности, ответственности за ее процесс и результаты.

Период юности – это период социального, личностного, профессионального, духовно-практического самоопределения. В связи с этим появляется потребность занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, понять своё место и назначение в жизни.

Важное приобретение ранней юности – формирование жизненных планов, намерений.

Все юноши и девушки строят планы, размышляют о будущем, но немногие отдают себе отчет в том, что будущее – это не будущее вообще, а будущее – построенное в настоящем.
В книге «Психология юности» Л. Коула и Дж. Холла перечислены проблемы, которые решает юношество, прежде чем попадает во взрослую жизнь:

  • 1. общая эмоциональная зрелость;
  • 2. пробуждение гетеросексуального интереса;
  • 3. общая социальная зрелость;
  • 4. эмансипация от родительского дома;
  • 5. интеллектуальная зрелость;
  • 6. выбор профессии;
  • 7. навыки обращения со свободным временем;
  • 8. построение психологии жизни, основанной на совести, долге;
  • 9. идентификации «Я».

Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности.

Назад на страницу: Такой интересный возрас


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения