Творчество Даниила Хармса, 5 класс

(урок литературы с элементами проектной деятельности, 2 часа) 

Цель урока:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, внимательному отношению к поэтическому слову.

Задачи урока:

образовательные:

— познакомить с жизнью и творчеством Д. И. Хармса;

— учить отвечать на вопросы;

— учить самостоятельно отбирать материал по теме;

— учить подписывать конверт;

— учить разгадывать ребусы;

— учить выразительному чтению;

развивающие:

— развивать речь, воображение, мыслительную деятельность учащихся, творчество;

— развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;

воспитательные:

— учить общаться с одноклассниками в группах;

— развивать навыки совместной деятельности;

— развивать доброжелательное отношение друг к другу;

— формировать осознание важности речи для общения с собеседниками;

— воспитывать любовь к поэзии, литературе;

— воспитывать грамотного читателя. 

За месяц до урока учитель даёт ученикам задание (по группам): собрать материал о Д. И. Хармсе.

1 группа: собрать библиографические сведения о Данииле Хармсе.

2 группа: подобрать фотографии Д. И. Хармса.

3 группа: произведения Д. И. Хармса для детей.

4 группа: иллюстрации к произведениям Д. И. Хармса.

5 группа: инсценирование произведений Д. И. Хармса.

Учитель работает с каждой группой, помогает отбирать материал, корректировать.

Оборудование: конверты (письмо Хармсу Д. И.), ребусы, волшебная палочка.

Организация: деление класса на группы по интересам.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Друзья, посмотрите, всё ли готово к уроку. На партах должны быть ватманы, материалы для проекта (ваши и мои), тетради по литературе, пеналы, учебники, дневники.

2. Систематизация знаний.

— Ребята, вы уже, наверное, догадались, о ком сегодня на уроке пойдёт речь?

(Да, о Данииле Ивановиче Хармсе).

— Что вы уже знаете о Данииле Хармсе?

— Даниил Иванович Хармс – чаще известен нам как писатель именно под этим именем. Но оказывается, это не настоящая его фамилия, а придуманная – псевдоним (запись на доске).

— Настоящее имя писателя Даниил Иванович Ювачёв. Эта фамилия русская. Произносишь её, и ничто не откликается в воображении. А произносишь английскую фамилию «Хармс» и будто слышишь звонкий удар в бубен или барабан. Давайте произнесём все вместе его псевдоним, создадим этот удар. (Хармс!)

— Как звучит. Не правда ли? (да)

— В детстве Даня Ювачёв любил слушать истории про волшебников. Любил играть в волшебные игры. Хотел быть похожим на волшебника из цирка. Махнёшь палочкой – и все уроки сделаны. Ребята, а вы мечтали об этом? (да, конечно, …)

— Шли годы… Скажите, что Даня Ювачёв понял, что волшебников на свете нет. И вы ошибётесь. Даня Ювачёв понял, что на свете очень много волшебного. Потому-то и захотел он стать писателем. Писатель – властелин слова, он словом завораживает, околдовывает людей, побуждает думать. Поэтому он и изменяет фамилию. В английском, немецком, французском языках есть такое слово «шардам», что значит «околдовывать», «очаровывать». Даниэль Шарм – что означало бы Даниил Колдун, Чародей. Он слегка изменил слово и превратил Шарм в Хармс. Получилось необычно и загадочно: Даниил Хармс.

Известно также, что поэт выступал и под другими именами. А под какими, узнаете вы это, разгадав ребусы. Группы, откройте первый конверт.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

 5 группа

 

Шардам

Пульхерей

Дандан

Хормс

Гармониус

— Объясните, как вы разгадали ребусы.

— О Данииле Хармсе можно говорить ещё очень долго. Давайте же, друзья, знакомиться с творчеством писателя. Может быть, кому-то его произведения станут близки. Даниил Хармс писал рассказы, сказки, стихотворения и для взрослых, и для детей. Для ребят его произведения печатались в детских журналах «Чиж» и «Ёж». 

3. Работа с произведениями.

 На салазочках Володя

Быстро под гору летел.

На охотника Володя

Полным ходом налетел.

Вот охотник

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро   под   гору   летели

На собачку налетели.

Вот собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят.

Быстро под гору летят.

Быстро   под   гору   летели

На лисичку налетели.

Вот лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели

И на зайца налетели.

Вот и заяц,

И лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро   под   гору   летели

На медведя налетели!

И Володя с той поры

Не катается с горы.

Выразительное чтение стихотворения «Как Володя на салазках быстро с горочки слетел».

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(радостные, добрые, светлые) 

— Что вам показалось смешным в этом стихотворении?

(концовка…) 

— А вам не показалось, что стихотворение имеет фольклорное начало? По сюжету очень похоже на русскую народную сказку. На какую?

(«Теремок», «Репка»…)

— Кто оказался на Володиных салазочках?

(охотник – собачка – лисичка – заяц – медведь) 

— В стихотворении, как и в этих сказках, постепенно увеличивается число персонажей, а в конце появляется герой, который разрешает сложившуюся ситуацию, приводит к развязке. Каков же исход этой истории?

(«И Володя с той поры не катается с горы».)

Другое стихотворение «Очень страшная история».

 Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

 

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

 

Все окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою… булку.

— Настоящая история.

— Показалось ли это стихотворение очень страшной историей?

(нет)

— А какие чувства вызвало это произведение?

(весёлые, забавная история, шутливые)

— А что в этом стихотворении вам показалось смешным?

(решение братьев)

— Послушайте ещё одно стихотворение «Очень-очень вкусный пирог».

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…

 

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый…

 

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости…

 

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…

 

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…

 

Когда же гости подошли,

То даже крошек…

— Стихотворение напоминает любимые детские загадки-досказки. Какие эмоции вызывает стихотворение?

(радость, веселье, забава). 

— Что же вызывает такие эмоции? (сложившаяся ситуация) 

— Герой стихотворения «захотел устроить бал». И всё сначала шло гладко: приготовил угощенье (пирог), накрыл стол. А дальше приглашённые поступают очень некрасиво, нарушают важное правило этикета для гостей. Какое?

(опаздывать в гости неприлично) 

— И наш герой тоже проявил себя не с лучшей стороны. Какое правило этикета нарушил гостеприимный хозяин?

(съел всё угощение) 

— Сделаем вывод. Какие же стихотворения для детей Д. И. Хармса?

(необычные, весёлые, забавные, несуразные, беззаботные…) 

— Прочитаем стихотворение Д. Хармса «Врун». Посмотрите, как у мальчика разыгралось воображение. Чтение по ролям: мальчик, все.

— Почему ребята не верят мальчику?

(Он рассказывает небывальщину:

1. у папы сорок сыновей.

2. собаки-пустолайки научилися летать.

3. на небе вместо солнца скоро будет колесо.

4. под морем-океаном часовой стоит с ружьём.

5. до носа руками не достать).

— Какая история сразу раскрывает, что мальчик врун? Докажите.

(что до носа руками не достать – ребята показывают обратное)

— А как вы думаете, почему мальчик врёт?

(возможно, ему не хватает внимания друзей, ребят, разыгралось воображение)

— Творчество Даниила Ивановича Хармса часто критиковали. Говорили, что стихи Хармса нелепые, бессмысленные, несерьёзные, какое-то дурачество. Но всё-таки были и поклонники таланта писателя, которые считали, что его стихи необычные, пробуждают творческие возможности читателя, воображение.

— А какое настроение вызывают произведения Д. И. Хармса у вас, ребята? Дома напишите письмо автору. Сейчас оформим вместе конверт.          

3. Групповая работа.

— Друзья, итогом сегодняшнего урока будет ваше выступление, защита проекта «Хармс – детям!»

Задачи для групп:

1. Обсудить собранный материал своей группой. Составить план ответа.

2. Донести сведения группы до других участников проекта по схеме:

Представитель

Сообщение информации другим группам

(по 2 мин на группу)

1 группы

2

3

4

5

2 группы

1

4

5

3

3 группы

4

5

1

2

4 группы

5

2

3

1

5 группы

3

1

2

4

3. Подготовить газету, плакат, страничку по теме проекта.

4. Обсудить план защиты проекта группы.

5. Выступить своей группой, защитить проект.

* Особое внимание обратить на необычное, нестандартное, сказочное оформление газет, плакатов, страничек.

4. Рефлексия.

— Какое настроение оставил у вас сегодняшний урок?

— Вот волшебная палочка. Возможно, что о такой мечтал в детстве Даня Ювачёв. Взмахни ею, загадай желание или пожелай что-то своим друзьям, одноклассникам.

5. Организованное окончание урока.


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения