Сказка Джани Родари «Тонино-невидимка», 5 класс

(урок литературы с элементами мастерской, 2 часа) 

Цель урока: познакомить учащихся со сказкой Джани Родари.

Задачи урока:

образовательные:

— учить внимательному отношению к слову;

— учить правильно и полно отвечать на вопросы;

— учить выразительному чтению текста по ролям;

развивающие:

— развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание;

— развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;

— чувство сострадания к героям произведения;

воспитательные:

— воспитывать любовь к литературе;

— воспитывать грамотного читателя;

— воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам. 

Оборудование:

папка с раздаточным материалом (содержимое): листы писчей бумаги, задание, текст сказки. 

Ход урока

1. Организационный момент.

— Проверьте свою готовность к уроку. На партах должны быть рабочие листы, тетради по литературе, папки с раздаточными материалами, пеналы, учебники, дневники.

2. Подготовительная работа.

— Напишите слово «невидимка» и все слова по ассоциации.

— Чтение. Каждый вносит дополнения в свой список.

— Опишите несколькими словами невидимку.

— Чтение. Дополнения.

— Опираясь на эти слова, напишите несколько предложений.

— Слушаем.

— Лист разделите пополам. Вы невидимка. Посмотрите вниз и нарисуйте на одной половине то, что вы можете делать, на другой – то, что невидимка может делать.

— Рисунки вывешиваются, дети объясняют то, что они нарисовали.

— Возьмите рисунок и нарисуйте себя в любом месте листа (деление на группы).

— В группах опишите возможности невидимки.

— Дайте имя своему невидимке. Все имена невидимок  записываются на доске.

— Группы получают задание: твоему невидимке необходимо увидеться с друзьями. Но на его пути встречаются разные препятствия. Что ему делать? Как преодолевать трудности? Придумайте небольшой рассказ.

— Слушаем.

— У Джанни Родари есть сказка, которая называется «Тонино-невидимка». Представьте, что вместо Тонино ваше имя. Что бы вы стали делать? О чём была бы сказка?

3. Изучение нового материала.

— Послушайте сказку Джанни Родари «Тонино-невидимка» из сборника «Сказки по телефону» (выразительное чтение учителем или аудиопрослушивание).

 Джанни Родари

Тонино-невидимка

Как-то раз мальчик по имени Тонино пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его.

«Эх, – подумал он, – если б я мог стать невидимкой!…»

Учитель начал урок с переклички, а когда дошел до Тонино, тот ответил:

– Я здесь.

Но никто не услышал его, и учитель, вздохнув, сказал:

– Жаль, что Тонино не пришел сегодня в школу, я как раз хотел вызвать его. Если он заболел, будем надеяться, что не серьезно.

Тут Тонино понял, что стал, как ему и хотелось, невидимкой. От радости он вскочил на парту и оттуда бухнулся прямо в корзину для бумаг. А затем стал бегать по классу, дергать ребят за волосы и опрокидывать чернильницы.

В классе поднялся шум. Все стали возмущаться и даже ссориться. Ребята обвиняли друг друга в том, чего никто из них не делал. Ведь они и не подозревали, что это проказы Тонино-невидимки.

Когда Тонино надоела наконец эта игра, он ушел из школы и сел в троллейбус. Разумеется, он и не подумал брать билет, потому что кондуктор все равно не видел его. Он нашел свободное место и преспокойно уселся там. А на следующей остановке в троллейбус вошла синьора с тяжелой сумкой, набитой продуктами и хотела сесть как раз туда, где сидел Тонино: она видела, что место не занято. И конечно, она села прямо на колени Тонино. Он почувствовал, что сейчас задохнется от тяжести. А синьора вскочила и закричала:

– Что за сиденья в этом троллейбусе! Даже сесть нельзя как следует! Смотрите, я кладу сумку, а она повисает в воздухе!

На самом деле сумка лежала на коленях у Тонино.

В троллейбусе заспорили, и почти все пассажиры энергично выразили свое возмущение по поводу плохой работы троллейбусной службы.

Тонино вышел в центре города, прошмыгнул в кондитерскую, подошел к прилавку и начал загребать обеими руками карамель, шоколадные конфеты и всевозможные пирожные.

Продавщица, заметив, что все исчезло с прилавка, решила, что виноват в этом почтенный старый синьор, который покупал конфеты для своей тетушки. Синьор возмутился:

– Я вор?! Да знаете ли вы, с кем разговариваете?! Да знаете ли вы, кто был мой отец? Да знаете ли вы, кто был мой дед?!

– И знать не желаю! – заявила продавщица.

– Как! Вы позволяете себе оскорблять моего деда?!

Поднялся невероятный скандал. Тонино-невидимка опять направился в школу. Там он увидел, как его одноклассники гурьбой спустились по лестнице и шумной ватагой высыпали на улицу. А ребята его не видели. Тонино напрасно старался обратить на себя их внимание – он подбегал то к одному, то к другому мальчику, дергал за волосы своего приятеля Роберто, предлагал тянучку Гвискардо… Но они не видели и не слышали его, попросту не замечали. Их взгляды проходили сквозь Тонино, словно через стекло.

Усталый и немного испуганный, Тонино вернулся домой. Мать стояла на балконе, с тревогой ожидая его.

– Я здесь, мама! – крикнул Тонино. Но она не видела его и не услышала, а продолжала с тревогой смотреть на улицу.

– Папа, вот и я! – воскликнул Тонино, войдя в комнату и усевшись на свое обычное место за обеденным столом.

Но отец не слышал его и продолжал ворчать:

– Что такое? Почему Тонино так долго нет? Не случилась ли с ним какая-нибудь беда?

– Папа, но я ведь здесь! Мама, папа, я здесь! – закричал Тонино. Но они не слышали его.

– Я не хочу больше быть невидимкой! – заплакал Тонино, и сердце у него разрывалось на части. – Хочу, чтобы отец видел меня, чтобы мама ругала меня, чтобы учитель вызывал меня отвечать урок… хочу играть с ребятами! Очень плохо быть невидимкой, очень плохо быть одному!

Грустный он вышел на лестницу и спустился во двор.

– Отчего ты плачешь? – спросил у него старик, гревшийся на солнышке возле ворот.

– Ой, вы меня видите? – обрадовался Тонино.

– Вижу, а что? Я каждый день вижу, как ты уходишь в школу и возвращаешься домой.

– А я почему-то никогда не замечал вас.

– Знаю. На меня никто не обращает внимания. Старый, одинокий старик… С какой стати ребята будут замечать меня? Я для вас будто человек-невидимка…

– Тонино! – позвала в этот момент мать с балкона.

– Мама! Ты меня видишь?

– Ах, лучше бы я и не видела тебя, негодный мальчишка! Поднимайся наверх! Иди-ка сюда, иди! Сейчас отец покажет тебе!

– Бегу, мама, бегу! – обрадовался Тонино.

– И ты не боишься взбучки, которая тебя ожидает? – засмеялся старик.

Тонино бросился ему на шею и расцеловал.

– Вы спасли меня!

– Ну, это уж слишком! – улыбнулся старик.

4. Беседа о прочитанном.

Какие проблемы волнуют автора сказки?

(проблема одиночества, общения, заботы о других, помощи, милосердия, внимания)

— Как чувствовал себя Тонино, став невидимкой (в начале произведения)?

(обрадовался, так как не надо отвечать на уроке, можно бесплатно ездить в транспорте, есть в кондитерской, его не слышат и не замечают)

— Как почувствовал себя потом?

(загрустил, так как мальчик понял, что он остался совсем один, он одинок, его не видят).

— Выпишите слова (глаголы), которые характеризуют поведение людей, когда рядом появлялся Тонино-невидимка.

 

Люди начинали

 

возмущаться, ссориться, обвинять друг друга, оскорблять, кричать, возмущаться

 

— А почему все люди начинали ругаться, спорить, ссориться?

(«Ведь они и не подозревали, что это проказы Тонино-невидимки».)

— Почему мальчик заплакал: «Я не хочу больше быть невидимкой!»? Ответьте словами из текста.

(Он хотел, «чтобы отец видел меня, чтобы мама ругала меня, чтобы учитель вызывал меня отвечать урок… хочу играть с ребятами! Очень плохо быть невидимкой, очень плохо быть одному!»)

Заполните таблицу «Путь мальчика-невидимки» (что посещал Тонино, когда был видимым и когда был невидимым). Обсудите в парах ответы, сформулируйте вывод, в какой момент Тонино осознал, что быть невидимкой не хочет. Почему?

Путь мальчика-невидимки

невидимый

 

школа – троллейбус – кондитерская – школадом – двор

 

(Вывод: когда мальчик снова вернулся в школу, он понял, его перестали замечать: друзья, а дома – самые близкие люди – родители).

— Кто заметил Тонино? (пенсионер)

— А кто такой пенсионер? (это человек в возрасте, престарелый, находящийся на заслуженном отдыхе, получающий пенсию от государства)

— А почему именно пенсионер заметил мальчика, а не мама, папа или приятели?(старый человек также одинок, он знает, как тяжело быть невидимкой в жизни)

— Как вы понимаете слова пенсионера: «Я для вас будто человек-невидимка…»?

(старого человека часто не замечают другие люди, старики порой  лишены общения, им не хватает простого человеческого внимания, многие не считаются с мнением старых людей, с их богатым жизненным опытом)

— Почему Тонино сказал старику: «Вы спасли меня!»

(мальчик понял, что самое главное – это живое настоящее общение, с друзьями, родителями, людьми, понимание, сопереживание, а не бесплатные сладости, проезд …)

— А вы знаете историю создания сборника «Сказоки по телефону»?

(Джанни Родари был отецом, он часто уезжал в длительные командировки, и поэтому своей маленькой доченьке в это время он мог рассказывать сказки только по телефону).

— Эти сказки несли не только воспитательное значение для маленького ребёнка, но и помогали общаться отцу с дочерью. 

5. Чтение сказки по ролям.

— Прочитаем сказку по ролям.

— Сколько чтецов нам надо?

(автор, Тонино, учитель, синьора, продавщица, покупатель, отец, старик)

— Подготовьтесь к выразительному чтению сказки, отметьте слова всех персонажей. Чтение.

6. Практическая работа.

— Допишите предложение: «Когда я буду невидимкой…» или «Я – невидимка…»…

Чтение работ.

7. Рефлексия. Подведение итогов.

— Что вы поняли об общении с другими людьми?

— Что понравилось (не понравилось) на уроке?

— Что было трудно?

— Что бы вы изменили в ходе сегодняшнего занятия?

8. Домашнее задание.

Почему люди становятся невидимками? (ответить на вопрос письменно) 

9. Организованное окончание урока.


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения