Сказка Джани Родари «Тонино-невидимка», 5 класс
(урок литературы с элементами мастерской, 2 часа)
Цель урока: познакомить учащихся со сказкой Джани Родари.
Задачи урока:
образовательные:
— учить внимательному отношению к слову;
— учить правильно и полно отвечать на вопросы;
— учить выразительному чтению текста по ролям;
развивающие:
— развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание;
— развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;
— чувство сострадания к героям произведения;
воспитательные:
— воспитывать любовь к литературе;
— воспитывать грамотного читателя;
— воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам.
Оборудование:
папка с раздаточным материалом (содержимое): листы писчей бумаги, задание, текст сказки.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Проверьте свою готовность к уроку. На партах должны быть рабочие листы, тетради по литературе, папки с раздаточными материалами, пеналы, учебники, дневники.
2. Подготовительная работа.
— Напишите слово «невидимка» и все слова по ассоциации.
— Чтение. Каждый вносит дополнения в свой список.
— Опишите несколькими словами невидимку.
— Чтение. Дополнения.
— Опираясь на эти слова, напишите несколько предложений.
— Слушаем.
— Лист разделите пополам. Вы невидимка. Посмотрите вниз и нарисуйте на одной половине то, что вы можете делать, на другой – то, что невидимка может делать.
— Рисунки вывешиваются, дети объясняют то, что они нарисовали.
— Возьмите рисунок и нарисуйте себя в любом месте листа (деление на группы).
— В группах опишите возможности невидимки.
— Дайте имя своему невидимке. Все имена невидимок записываются на доске.
— Группы получают задание: твоему невидимке необходимо увидеться с друзьями. Но на его пути встречаются разные препятствия. Что ему делать? Как преодолевать трудности? Придумайте небольшой рассказ.
— Слушаем.
— У Джанни Родари есть сказка, которая называется «Тонино-невидимка». Представьте, что вместо Тонино ваше имя. Что бы вы стали делать? О чём была бы сказка?
3. Изучение нового материала.
— Послушайте сказку Джанни Родари «Тонино-невидимка» из сборника «Сказки по телефону» (выразительное чтение учителем или аудиопрослушивание).
Джанни Родари
Тонино-невидимка
Как-то раз мальчик по имени Тонино пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его.
«Эх, – подумал он, – если б я мог стать невидимкой!…»
Учитель начал урок с переклички, а когда дошел до Тонино, тот ответил:
– Я здесь.
Но никто не услышал его, и учитель, вздохнув, сказал:
– Жаль, что Тонино не пришел сегодня в школу, я как раз хотел вызвать его. Если он заболел, будем надеяться, что не серьезно.
Тут Тонино понял, что стал, как ему и хотелось, невидимкой. От радости он вскочил на парту и оттуда бухнулся прямо в корзину для бумаг. А затем стал бегать по классу, дергать ребят за волосы и опрокидывать чернильницы.
В классе поднялся шум. Все стали возмущаться и даже ссориться. Ребята обвиняли друг друга в том, чего никто из них не делал. Ведь они и не подозревали, что это проказы Тонино-невидимки.
Когда Тонино надоела наконец эта игра, он ушел из школы и сел в троллейбус. Разумеется, он и не подумал брать билет, потому что кондуктор все равно не видел его. Он нашел свободное место и преспокойно уселся там. А на следующей остановке в троллейбус вошла синьора с тяжелой сумкой, набитой продуктами и хотела сесть как раз туда, где сидел Тонино: она видела, что место не занято. И конечно, она села прямо на колени Тонино. Он почувствовал, что сейчас задохнется от тяжести. А синьора вскочила и закричала:
– Что за сиденья в этом троллейбусе! Даже сесть нельзя как следует! Смотрите, я кладу сумку, а она повисает в воздухе!
На самом деле сумка лежала на коленях у Тонино.
В троллейбусе заспорили, и почти все пассажиры энергично выразили свое возмущение по поводу плохой работы троллейбусной службы.
Тонино вышел в центре города, прошмыгнул в кондитерскую, подошел к прилавку и начал загребать обеими руками карамель, шоколадные конфеты и всевозможные пирожные.
Продавщица, заметив, что все исчезло с прилавка, решила, что виноват в этом почтенный старый синьор, который покупал конфеты для своей тетушки. Синьор возмутился:
– Я вор?! Да знаете ли вы, с кем разговариваете?! Да знаете ли вы, кто был мой отец? Да знаете ли вы, кто был мой дед?!
– И знать не желаю! – заявила продавщица.
– Как! Вы позволяете себе оскорблять моего деда?!
Поднялся невероятный скандал. Тонино-невидимка опять направился в школу. Там он увидел, как его одноклассники гурьбой спустились по лестнице и шумной ватагой высыпали на улицу. А ребята его не видели. Тонино напрасно старался обратить на себя их внимание – он подбегал то к одному, то к другому мальчику, дергал за волосы своего приятеля Роберто, предлагал тянучку Гвискардо… Но они не видели и не слышали его, попросту не замечали. Их взгляды проходили сквозь Тонино, словно через стекло.
Усталый и немного испуганный, Тонино вернулся домой. Мать стояла на балконе, с тревогой ожидая его.
– Я здесь, мама! – крикнул Тонино. Но она не видела его и не услышала, а продолжала с тревогой смотреть на улицу.
– Папа, вот и я! – воскликнул Тонино, войдя в комнату и усевшись на свое обычное место за обеденным столом.
Но отец не слышал его и продолжал ворчать:
– Что такое? Почему Тонино так долго нет? Не случилась ли с ним какая-нибудь беда?
– Папа, но я ведь здесь! Мама, папа, я здесь! – закричал Тонино. Но они не слышали его.
– Я не хочу больше быть невидимкой! – заплакал Тонино, и сердце у него разрывалось на части. – Хочу, чтобы отец видел меня, чтобы мама ругала меня, чтобы учитель вызывал меня отвечать урок… хочу играть с ребятами! Очень плохо быть невидимкой, очень плохо быть одному!
Грустный он вышел на лестницу и спустился во двор.
– Отчего ты плачешь? – спросил у него старик, гревшийся на солнышке возле ворот.
– Ой, вы меня видите? – обрадовался Тонино.
– Вижу, а что? Я каждый день вижу, как ты уходишь в школу и возвращаешься домой.
– А я почему-то никогда не замечал вас.
– Знаю. На меня никто не обращает внимания. Старый, одинокий старик… С какой стати ребята будут замечать меня? Я для вас будто человек-невидимка…
– Тонино! – позвала в этот момент мать с балкона.
– Мама! Ты меня видишь?
– Ах, лучше бы я и не видела тебя, негодный мальчишка! Поднимайся наверх! Иди-ка сюда, иди! Сейчас отец покажет тебе!
– Бегу, мама, бегу! – обрадовался Тонино.
– И ты не боишься взбучки, которая тебя ожидает? – засмеялся старик.
Тонино бросился ему на шею и расцеловал.
– Вы спасли меня!
– Ну, это уж слишком! – улыбнулся старик.
4. Беседа о прочитанном.
— Какие проблемы волнуют автора сказки?
(проблема одиночества, общения, заботы о других, помощи, милосердия, внимания)
— Как чувствовал себя Тонино, став невидимкой (в начале произведения)?
(обрадовался, так как не надо отвечать на уроке, можно бесплатно ездить в транспорте, есть в кондитерской, его не слышат и не замечают)
— Как почувствовал себя потом?
(загрустил, так как мальчик понял, что он остался совсем один, он одинок, его не видят).
— Выпишите слова (глаголы), которые характеризуют поведение людей, когда рядом появлялся Тонино-невидимка.
Люди начинали
|
возмущаться, ссориться, обвинять друг друга, оскорблять, кричать, возмущаться
|
— А почему все люди начинали ругаться, спорить, ссориться?
(«Ведь они и не подозревали, что это проказы Тонино-невидимки».)
— Почему мальчик заплакал: «Я не хочу больше быть невидимкой!»? Ответьте словами из текста.
(Он хотел, «чтобы отец видел меня, чтобы мама ругала меня, чтобы учитель вызывал меня отвечать урок… хочу играть с ребятами! Очень плохо быть невидимкой, очень плохо быть одному!»)
— Заполните таблицу «Путь мальчика-невидимки» (что посещал Тонино, когда был видимым и когда был невидимым). Обсудите в парах ответы, сформулируйте вывод, в какой момент Тонино осознал, что быть невидимкой не хочет. Почему?
Путь мальчика-невидимки
невидимый |
школа – троллейбус – кондитерская – школа – дом – двор
|
(Вывод: когда мальчик снова вернулся в школу, он понял, его перестали замечать: друзья, а дома – самые близкие люди – родители).
— Кто заметил Тонино? (пенсионер)
— А кто такой пенсионер? (это человек в возрасте, престарелый, находящийся на заслуженном отдыхе, получающий пенсию от государства)
— А почему именно пенсионер заметил мальчика, а не мама, папа или приятели?(старый человек также одинок, он знает, как тяжело быть невидимкой в жизни)
— Как вы понимаете слова пенсионера: «Я для вас будто человек-невидимка…»?
(старого человека часто не замечают другие люди, старики порой лишены общения, им не хватает простого человеческого внимания, многие не считаются с мнением старых людей, с их богатым жизненным опытом)
— Почему Тонино сказал старику: «Вы спасли меня!»
(мальчик понял, что самое главное – это живое настоящее общение, с друзьями, родителями, людьми, понимание, сопереживание, а не бесплатные сладости, проезд …)
— А вы знаете историю создания сборника «Сказоки по телефону»?
(Джанни Родари был отецом, он часто уезжал в длительные командировки, и поэтому своей маленькой доченьке в это время он мог рассказывать сказки только по телефону).
— Эти сказки несли не только воспитательное значение для маленького ребёнка, но и помогали общаться отцу с дочерью.
5. Чтение сказки по ролям.
— Прочитаем сказку по ролям.
— Сколько чтецов нам надо?
(автор, Тонино, учитель, синьора, продавщица, покупатель, отец, старик)
— Подготовьтесь к выразительному чтению сказки, отметьте слова всех персонажей. Чтение.
6. Практическая работа.
— Допишите предложение: «Когда я буду невидимкой…» или «Я – невидимка…»…
Чтение работ.
7. Рефлексия. Подведение итогов.
— Что вы поняли об общении с другими людьми?
— Что понравилось (не понравилось) на уроке?
— Что было трудно?
— Что бы вы изменили в ходе сегодняшнего занятия?
8. Домашнее задание.
Почему люди становятся невидимками? (ответить на вопрос письменно)
9. Организованное окончание урока.
Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения