Лауреат I конкурсамеждународной педагогической олимпиады
«Общение как искусство»
Автор работы Петрова О. Ю.

Проблема общения на уроках литературы
Разработки уроков

 Пояснительная записка

           Общение в современном мире стало настоящей проблемой. Многие люди затрудняются выступать с публичной речью, обсуждать спорные вопросы, убедительно отстаивать свою точку зрения, писать официальные письма, не могут вежливо попросить, отказать, спокойно посоветовать, грамотно оценить что-либо, испытывают большие трудности в процессе общения в разных жизненных ситуациях, а значит, не достаточно хорошо владеют главным средством самовыражения, потребности, свойственной каждому человеку, – словом.

В школе ни один предмет специально не учит коммуникативным умениям. Но уроки литературы позволяют развивать эти знания. Ведь человек общается не только когда говорит, слушает, но и когда читает. Внимательный читатель разговаривает с писателями, слышит их живые голоса. И люди прекрасно понимают друг друга: оживленно беседуют, отвечают, возражают и даже спорят. Быть внимательными и чуткими к слову, искусству слова учит литература. Она даёт не только огромный опыт,  понимание жизни, но и делает человека мудрым, рассудительным.

Но понимать произведения литературы тоже не просто. Общению с книгой необходимо учиться всю жизнь. Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» говорил, что человек, награжденный даром понимать искусство, становится нравственно лучше и счастливее, так как он награжден через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить».

В школе урок литературы – это урок общения с автором, учителем, одноклассниками, упорная, каждодневная работа над словом.

Представленные уроки литературы раскрывают проблемы взаимоотношений между людьми (тема общения волнует и авторов произведений).

1. Сказка Джани Родари «Тонино-невидимка»

2. Творчество Даниила Хармса

3. Библейская легенда «Вавилонская башня»

4. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Ты и вы»

С целью лучшего проявления коммуникативных возможностей учащихся занятия построены в необычных формах.


Надежные полипропиленовые трубы и фитинги для отопления и водоснабжения